Всех родителе
интересует вопрос, когда нужно приучать ребенка правильно держать ручку (карандаш).
Многие знают, как трудно это сделать. Но задуматься об этом стоит раньше, чем
начнете собирать ребенка в школу. С раннего детства есть риск научить его
делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь.
К 2,5-3 годам ребенок
уже вполне готов к тому, чтобы впервые попробовать правильно взять карандаш и
нарисовать заветные линии и фигуры. Безусловно, сразу сделать верный захват не
получится, так как мелкая моторика руки еще развита недостаточно.
Но необходимо
определить правильный ли захват карандаша у ребенка не позже 4-летнего
возраста. Тогда у родителей, если что, будет время на корректировку, и к школе
он уже будет держать карандаши и ручки как положено.
Как
правильно держать ручку (карандаш)
При письме шариковую
ручку или карандаш нужно держать под углом 50–60 градусов (противоположный
конец ручки направлен к плечу) тремя пальцами: большим, указательным и средним:
большой и средний удерживают ручку, а указательный придерживает ее сверху.
Ручку нужно держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно
указательный палец. Расстояние от пишущего шарика до указательного пальца
должно быть около 2 см. Опорой кисти при письме служит ногтевая фаланга
несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Кисть руки большей частью
своей ладони должна быть обращена к поверхности стола.
Формирование
навыков письма у леворуких детей
Формируя навыки
правильного письма, особое внимание необходимо уделить леворуким детям.
Существует несколько способов письма левой рукой.
Первый способ (рис. а):
зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего
пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет
процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева,
при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя
графические упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей
очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное
написание графических элементов.
Второй способ (рис. б):
кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку
возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает
количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами
приходят к такому способу письма.
Третий способ (рис. в):
кисть левой руки с ручкой находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей
руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически
полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит
образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не
смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых
требований наклона письма вправо.
При
обучении необходимо обратить внимание на:
·
средство для письма нужно выбрать самое
простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые
усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень
неудобны для обучения письму;
·
ребёнок во время рисования постоянно
поворачивает лист в разные стороны — он не умеет изменять положение карандаша
(ручки) с участием пальцев;
·
преобладание маленьких предметов на
рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на
плоскости листа.
Маленькие хитрости при обучении:
- 1) Используем 3-гранные карандаши, для начинающих лучше использовать акварельные. Эти карандаши дорогие и очень быстро заканчивается грифель, но рисовать ими легко, цвета яркие, одно удовольствие. Если нет такой возможности, то обязательно проверяйте легкость и насыщенность цветов (по желтому)
- 2) Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
- 3) Ручка – «самоучка». Это устройство, которое надевается на ручку. На теле рыбки есть вырезы для пальчиков: большого и указательного (на одной стороне) и среднего (на другой стороне рыбки). Взять неправильно ручку-рыбку невозможно. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.
Игры, заранее готовящие руку к письму.
1. Игры с крупами (сортировка по цвету или виду,
перекладывание в сосуд с узким горлом и т.п.).
2. Отщипывание пластилина от целого кусочка (для
создания аппликации).
3. Рисование маленькими карандашами. Маленький
карандаш трудно взять в кулак, поэтому чтобы удержать ребенку придется взять
его тремя нужными пальцами.
4. Игры в метание дротиков, это тоже способствует
выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и
должно быть на ручке, карандаше.
Спасибо за полезную и интересную информацию.
ОтветитьУдалить